Предисловие
По пути к созданию этой страницы рубрики я успел сломать «Как это сделано: Ратмир», сначала разместив там кадры с Данилом, а затем удалив первый блок. Сейчас можете наблюдать, как первый текстовый блок отсылает не на кадр выше (как и должно быть), а на нижестоящий.
Далее речь пойдёт о монохромной фотографии, которую в народе называют чёрно-белой, хотя это не совсем так.
Как это сделано: Данил
Логика пользования
Дальше будут представлены виджеты со встроенными фотографиями. В одном таком приспособлении два кадра: слева — исходный, справа — готовый. Перемещая между ними вертикальную линию, вы делаете больше либо первого, либо второго изображения. Потренируйтесь!
Под фотографиями (или сразу за ними справа) будут мои размышления на их счёт.
В конце — ссылка на весь альбом с готовыми кадрами для просмотра.


Технические особенности
Их нет. Снимаете обычный кадр на свою камеру, затем в процессе обработки включаете чёрно-белый режим и начинаете его прорабатывать.
Для себя взял на вооружение такой приём съёмки — снимать сразу в чб в raw. Так как последнее — это набор данных о волне (наш с вами свет), то они не интерпретированные, а значит, при проявке в программе без потери качества сможете добавлять хроматику (цвет) или избавитесь от неё.
Удобен этот приём тем, что на экране своей фотокамеры вы сразу будете видеть изображение в монохроме.


Монохром — это серьёзно
Чёрно-белые кадры — это одна из разновидностей монохромных, поэтому дальше в тексте они у меня используются как равнозначные.
Нет, речь не про банальное, даже доказанное опросами, что монохромные кадры людям кажутся интереснее, глубже, т. к. они обращают внимание не на цвет, а на текстуру, акценты светом и тенью.
Речь про то, что снимать в монохроме просто сложнее. Да, это не простое переключение ползунка «цвет/чб», а проработка каждого цвета и заранее подобранный образ модели.
Сейчас вы должны были задаться вопросом: «В смысле проработка цвета в монохроме? Крыша едет, да?». И да, и нет. Вот в чём дело, цвет — это длина волны луча, отражённого от объекта. Переводя кадр в монохром, мы как бы говорим, что все лучи у нас примерно одинаковые. Почему не одинаковые? Потому что тогда кадр был бы в прямом смысле чёрно-белым. В монохромной (в понимании ретушёра/фотографа) фотографии всё также присутствуют тысячи (или миллионы) оттенков в градации от чёрного к белому — в некоем роде «50 оттенков серого», но в прямом смысле и в большем количестве.
И работа с этими оттенками серого разбита по цветовым группам (как бы мы редактировали обычный цветной кадр; для удобства) — основная деятельность монохромиста (вряд ли такое слово есть, но мне нравится звучание).


Суть фокуса
Выше вы уже видели, как меняются кадры. И стоит уделить пристальное внимание деталям, тому, из-за чего складывается вся магия монохромной правильной фотографии.
Съёмкой в монохроме мы убираем цвет (вау) — эмоциональную часть, потому что содержательная — это свет и тень — объём, а цвет — настроение. Подтверждение второму легко найти в сериалах и кино Голливуда, где все кадры с радостными событиями не просто яркие, а наполнены тёплыми оттенками (жёлтые, зелёные, оранжевые), в то время как страх, ужас, отчаяние — холодными (синим, голубым, серым).
Убрав этого помощника из фотографии, мы сталкиваемся и с проблемой. Теперь зрителя ничего не отвлекает от сути кадра, а значит, он будет подмечать каждую мелкую деталь (текстура одежды, укладка волос, эмоции на лице, окружение), которая раньше казалась и не такой важной.
Присмотритесь к вышеперечисленным деталям на фотографиях до и после обработки. Как сильно они изменились? Спойлер: кардинально.




Не обманете себя
Вы не обманете себя, если на кадрах выше после обработки увидите больше деталей в небе, чем они есть в исходном кадре. Это из-за отсутствия обилия оттенков неба, в которых облака растворялись, иными словами, просто терялись для нашего взгляда.
Теперь вы видите лучше каждый холм и камешек, т. к. исчезла их хроматическая составляющая, но суть (форма и объём) никуда не исчезли.
Посмотрите на скулы и щёки Данила до и после. Во втором случае у нас появилось в кадре больше деталей, ломаных линий, теперь это не гладкая кукольная кожа. Так создаются мужские портреты.


Немного о свете и тени
Главное заблуждение, которое может прийти вам в голову, — что я кистями или другими способами в отдельных местах какого-либо кадра рисовал засвет или тень. Этого просто не делаю.
Посмотрите на кадр выше. На правую щёку. Там в монохромном кадре образовался блик почти по контуру. На левой щеке и руке в светлых областях детали исчезают — это искусственно создано при обработке. Зачем? Потому что «без света нет тени, без чёрного — белого» — у вас не появится контраст, если все оттенки будут мягко расположены друг с другом с помощью тысячи оттенков. Создав слева от носа почти белое пятно, а справа — тёмное, мы получили контрастное фото.


Вместо выводов
Отдельного внимания в этой фотосессии заслуживают два факта:
1. Волосы. Вся их суть — быть сплетением миллионов отдельных волосков, а не общей кашей — раскрылась в монохромной съёмке. Посмотрите, как сразу начинает ощущаться их объём;
2. На съёмках не использовались искусственные источники света, только солнце и мы, что вращались вокруг него.
Спасибо за внимание!
Ссылки
Полная фотосессия доступна по ссылке → кликни на меня